Когда говорят о самой старой парусной гонке, все вспоминают America’s Cup — тот самый кубок, за который сражаются с 1851 года. Но если приглядеться внимательнее, можно увидеть другую историю — ту, что началась на холодных водах Финского залива, под парусами, натянутыми ветром северной столицы.
Регата «Кубок 100 миль» стартовала 1 июня 1851 года — на три месяца раньше, чем America’s Cup. И если последний был вызовом, брошенным одной яхтой всему британскому флоту, то русская гонка с самого начала была настоящим праздником моря — с дистанцией, правилами, судьями и волей императора.
Регата «Кубок 100 миль» стартовала 1 июня 1851 года — на три месяца раньше, чем America’s Cup. И если последний был вызовом, брошенным одной яхтой всему британскому флоту, то русская гонка с самого начала была настоящим праздником моря — с дистанцией, правилами, судьями и волей императора.
Как всё начиналось
Первая зафиксированная морская гонка на дистанцию около 100 морских миль прошла 1 июня 1851 года на Финском заливе — вокруг острова Нерва, с участием яхт Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба, основанного по указу императора Николая I в 1846 году.
Гонка была официально описана в «Морском сборнике» — главном морском издании России того времени, а её организация проходила под прямым покровительством императора. В ней участвовали 6 шхун и 4 тендера. Победителем стала шхуна «Джорджиан», преодолевшая маршрут за 22 часа 2 минуты.
Гонка была официально описана в «Морском сборнике» — главном морском издании России того времени, а её организация проходила под прямым покровительством императора. В ней участвовали 6 шхун и 4 тендера. Победителем стала шхуна «Джорджиан», преодолевшая маршрут за 22 часа 2 минуты.
Почему «100 миль» старше America’s Cup?
Вот несколько аргументов:
1. Гонка прошла раньше
America’s Cup прошёл 22 августа 1851 года в Англии. Российская же гонка на 100 миль — 1 июня того же года, то есть почти на 3 месяца раньше.
2. Была официальной регатой
В то время как America’s Cup был разовым вызовом, гонка «100 миль» имела форму регаты — с маршрутом, судейством, участием нескольких судов и повторяемой дистанцией.
3. Проходила под патронажем императора
Участие государства через Императорский яхт-клуб и личное покровительство Николая I придавали гонке статус национального морского события.
4. Регулярность и преемственность
Уже в 1852 году гонка получила международный статус: по “высочайшему повелению” Николая I в ней приняли участие английские яхты. С 1878 года «100 миль» стала ежегодной традицией (с перерывами в XX веке, но восстановленной в XXI).
1. Гонка прошла раньше
America’s Cup прошёл 22 августа 1851 года в Англии. Российская же гонка на 100 миль — 1 июня того же года, то есть почти на 3 месяца раньше.
2. Была официальной регатой
В то время как America’s Cup был разовым вызовом, гонка «100 миль» имела форму регаты — с маршрутом, судейством, участием нескольких судов и повторяемой дистанцией.
3. Проходила под патронажем императора
Участие государства через Императорский яхт-клуб и личное покровительство Николая I придавали гонке статус национального морского события.
4. Регулярность и преемственность
Уже в 1852 году гонка получила международный статус: по “высочайшему повелению” Николая I в ней приняли участие английские яхты. С 1878 года «100 миль» стала ежегодной традицией (с перерывами в XX веке, но восстановленной в XXI).
Почему статус «самой старой» остаётся спорным
•America’s Cup признаётся международным сообществом как старейшее непрерывно проводимое соревнование, начавшееся в 1851 году и продолжающееся без перерыва.
•У Кубка 100 миль были длительные перерывы — в XX веке, особенно после революции и в советский период. Регата была возрождена в 2001
•У Кубка 100 миль были длительные перерывы — в XX веке, особенно после революции и в советский период. Регата была возрождена в 2001
А как же более ранние регаты?
Можно услышать мнение, что, например, в Великобритании или Франции были гонки ещё в XVIII веке — и это правда. Но они не считаются самыми старыми по следующим причинам:
•Отсутствие регулярности
Большинство ранних гонок проводились один или два раза, после чего надолго прекращались. Только регулярное, без длительных перерывов, проведение считается признаком «живой традиции».
•Неофициальный характер
Старые регаты зачастую были частными мероприятиями, без чёткого регламента и судейства.
•Радикальная смена формата
Некоторые гонки, сохранившие название, полностью изменили правила, тип судов, цели и дистанции, что делает их фактически другими соревнованиями.
•Закрытость участия
Ранние регаты часто проводились исключительно среди знати или по приглашениям — в отличие от Кубка 100 миль, где акцент всегда делался на спортивную открытость.
•Недостаток документации
В некоторых случаях просто нет исторических подтверждений или полных архивов о регулярности тех гонок.
•Отсутствие регулярности
Большинство ранних гонок проводились один или два раза, после чего надолго прекращались. Только регулярное, без длительных перерывов, проведение считается признаком «живой традиции».
•Неофициальный характер
Старые регаты зачастую были частными мероприятиями, без чёткого регламента и судейства.
•Радикальная смена формата
Некоторые гонки, сохранившие название, полностью изменили правила, тип судов, цели и дистанции, что делает их фактически другими соревнованиями.
•Закрытость участия
Ранние регаты часто проводились исключительно среди знати или по приглашениям — в отличие от Кубка 100 миль, где акцент всегда делался на спортивную открытость.
•Недостаток документации
В некоторых случаях просто нет исторических подтверждений или полных архивов о регулярности тех гонок.
Итого
Кубок 100 миль — не просто древняя регата. Это живое, непрерывное спортивное наследие, официально документированное и сохраняющее свою уникальность до наших дней. Именно по совокупности этих факторов он считается самой старейшей действующей регатой в мире.
Это — наследие.
Это — наследие.
И если America’s Cup — это глава в истории парусов, то 100 миль — титульный лист.